Сравнение каналов продаж: Интернет-магазин и Маркетплейсы

Увеличение продаж с помощью наборов и копакинга
Из множество способов продаж в интернете многие предприниматели чаще всего строят бизнес на двух ключевых каналах — собственном интернет-магазине или маркетплейсе. Безусловно, у каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. О них мы и поговорим, а также сравним оба варианта, чтобы вы смогли определить, какой из них выгоднее использовать.
Интернет-магазин: плюсы и минусы
Если описать коротко и простыми словами, то стандартный интернет-магазин — это сайт-витрина, торгующая товарами в интернете, у которого есть система онлайн-оплаты и способы доставки. Покупатель, посещая сайт продавца, находит интересующий товар напрямую или через поиск среди других поставщиков. Для любого предпринимателя главным преимуществом использования интернет-магазина, как онлайн-площадки состоит в том, что здесь он сам устанавливает правила и следует им. Никто не ставит ему условия, например, как собирать и упаковывать товары или какими должны быть карточки товаров. Это его бизнес и здесь он хозяин. Помимо очевидного преимущества, есть и другие плюсы.
Плюсы:
  • владелец самостоятельно устанавливает ценовую политику, рекламу, акции и распродажи;
  • можно привлекать новых клиентов и взаимодействовать с покупателями с помощью маркетинговых инструментов: смс-уведомлений, чат-ботов, настроить рассылку и так далее;
  • можно масштабировать бизнес: открывать филиалы, продавать франшизу или запускать партнерские программы;
  • нет комиссии при совершении продажи;
  • покупатель запомнит ваш магазин и бренд, чего не происходит на маркетплейсах.
Но, как известно, у любого дела есть и свои недостатки. Это большая ответственность, поскольку владелец интернет-магазина отвечает не только за продажу и качество продукции, но и за доставку, техническую поддержку и другие процессы.
Минусы:
  • владельцу нужно самостоятельно привлекать клиентов, заниматься маркетингом;
  • за доставку заказов и соблюдение сроков доставки товаров отвечает владелец;
  • процедура с возвратами заказов также на его ответственности;
  • высокая конкуренция среди других интернет-магазинов, определяется такими критериями, как цена, скорость доставки, ассортимент, удобство использования сайта и т.д.
Маркетплейс: плюсы и минусы
Маркетплейс — это онлайн-площадка, которая за определенную плату размещает на своем сайте товары продавцов.  Она занимается привлечением клиентов, логистикой и другими задачами, помогающими партнерам успешно развивать свой бизнес.  Крупнейшие маркетплейсы страны — Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет.
Плюсы:
  • продавцу не требуется хранить товары на своем складе;
  • товары оперативно отгружаются и доставляются покупателю в сжатые сроки;
  • продавец освобождается от рутинных действий, связанных с подготовкой и отгрузкой заказов;
  • продавцу не нужно заниматься продвижением товаров, поскольку маркетплейс сам проводит акции, делает скидки. Кроме того, помогает продавцу найти своего потребителя;
  • можно выбрать один из нескольких форматов работы: FBO, FBS или DBS;
  • не нужно держать онлайн-кассу. Маркетплейс принимает оплату, а после чего деньги перечисляются на расчетный счет продавца;
  • маркетплейс за определенную плату сам обрабатывает возвраты;
  • селлер может разместить товары сразу на нескольких площадках.
Минусы:
  • размер комиссий зависит от модели работы, категории товара, площадки, способа оплаты. В среднем цифра колеблется от 2 до 15 %;
  • маркетплейс может оштрафовать продавца за нарушение правил использования своей площадки. Это могут быть как штрафные баллы, так и блокировка личного кабинета навсегда;
  • не все категории товаров можно продавать. Под ограничения чаще всего попадают крупногабаритные, скоропортящиеся и пожароопасные товары;
  • невыгодно продавать товары стоимость, которых низкая, так как вся прибыль уйдет на комиссию и затраты на логистику;
  • невыгодно продавать товары с низкой оборачиваемостью, особенно, по модели работы FBO. Если товар лежит на складе маркетплейса дольше положенного срока (обычно 60 суток) то продавцу придется оплачивать хранение;
  • высокая конкуренция внутри площадки. Продавцу нужно постоянно оптимизировать карточки товаров, описание, участвовать в акциях, предложенных маркетплейсом, отвечать клиентам и т.д;
  • у каждого маркетплейса свои требования и правила по упаковки и маркировки товаров.
Заключение
Как видите, оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому сложно сказать, какой из них будет считаться наиболее выгодным конкретно для вас. В большинстве случаев разумнее всего будет продавать часть товара через интернет-магазин, а часть — через маркетплейсы в том числе с гибридной моделью продаж, совмещая все доступные модели (FBS, FBO и DBS) одновременно. Чем больше каналов продаж, тем быстрее можно увеличивать количество чеков и новых покупателей.