FBO Ozon: как работает фулфилмент маркетплейса

В этой статье расскажем, как работает фулфилмент Ozon по модели FBO, какими преимуществами и недостатками обладает, тарифы и как подключиться.
Что такое фулфилмент от Ozon?
Fulfillment By Ozon  — это схема продажи, при которой продавец своими силами доставляет товары на склад маркетплейса, а упаковкой, маркировкой и доставкой заказов до покупателя занимается уже Ozon. От выбора места размещения товаров зависит, в каких регионах покупатели увидят ваши товары.

При этом маркетплейс берет на себя:
  • Хранение товара;
  • Сборку и упаковку заказов;
  • Доставку заказов курьером или выдача покупателям заказов из собственных ПВЗ или постаматов;
  • Возвраты, отмены и другие нюансы, связанные с товаром.
Как подключить модель FBO в личном кабинете продавц?
Модель FBO устанавливается по умолчанию во время регистрации личного кабинета и не требует дополнительных настроек от продавца.

Единственное, что понадобиться сделать, это подключить систему электронного документооборота - ЭДО, чтобы отправлять и получать документы. Ozon напрямую работает с «Диадоком» и «Сферой.Курьер», вы также можете работать с ними или выбрать любой другой сервис.
Кому подойдет модель FBO
В первую очередь, модель работы FBO подойдет продавцам, товары которых имеют высокую оборачиваемость. Дело в том, что Ozon разрешает бесплатно хранить товары до 30 дней с момента их размещения, но после 30 дней за хранение нужно будет платить. Получается, чем  дольше товар лежит на складе и не продается, тем больше за услуги хранения нужно будет платить маркетплейсу. Поэтому по модели FBO лучше всего продавать топовые позиции, которые разбирают как "горячие пирожки".
Плюсы FBO:
продавцу не требуется хранить товары на своем складе, а для подготовки товаро и поставки на маркетплейс можно воспользоваться услугами фулфилмент оператора или преп-центра; товары оперативно отгружаются и доставляются покупателю в сжатые сроки; продавец освобождается от рутинных действий, связанных с подготовкой и отгрузкой заказов.
Минусы FBO:
необходимо платить за хранение и приемку, даже если товар не продается; по модели FBO не каждый товар можно продавать; селлер не сможет начать продажи, пока товар не поступить на склад маркетплейса; платная доставка товара на один из складов Ozon. Товар можно доставить с помощью транспортной компанией или воспользоваться услугами фулфилмент оператора или преп-центров для подготовки поставки на маркетплейс; платная обратная отгрузка. Если продавец решит забрать нераспроданные товары со склада Ozon, ему придется за них заплатить. При этом возврат товара может растянуться на несколько месяцев.

Задача продавца
Правильно оформить поставку в соответствии с требованиями торговой площадки и сделать доставку товаров на один из складов Ozon.
На склады Ozon товары можно доставить двумя способами:
Прямая поставка — привозите товары непосредственно на склад Ozon своими силами либо же через услуги фулфилмент-оператора; Кросс-докинг — платная услуга, суть в том, что вы привозите товар в ближайший сортировочный центр, а маркетплейс доставит поставку на выбранный вами склад. На склады Ozon товары можно доставить двумя способами:
Дополнительные способы:
Поставка на распределительный центр — подходит только для товаров, которые пользуются большим спросом.  Этот способ удобен еще и тем, что Ozon сам рассчитает потребность в товарах и предложит вам привезти их в распределительный центр. От вас же требуется создать заявку на поставку и выбрать удобное время. А выбор склада и логистику Ozon берёт на себя. Поставка на даркстор — подходит тем селлерам, которые продают товар с express-доставкой.  А чтобы разместить свою продукцию в дарксторе, Ozon предлагает принять участие на аукционе, где победителю будет разрешено разместить свою продукцию.
Поставку можно упаковать несколькими способами:
Способ 1. Монопаллет
Если вы пользуетесь услугами кросс-докинга и хотите привезти больше 10 коробок или больше1000 л (1 м3) товар, то товары необходимо разместить на паллетах.

Поставка содержит товары одного артикула (SKU) и товары помещаются на европоддон размером 120 ×80 ×14,5 см (на ножках есть клеймо EUR). Общий вес поддона с товарами не должен превышать 800 кг, при этом коробки не должны выходит за границы поддона более чем на 2 см. Максимальная высота паллеты с товарами не должна превышать 220 см. Важно, чтобы товары были обёрнуты стретч-пленкой не менее чем в 3 слоя.

Монопаллеты принимает склад в Екатеринбурге, Казани, в Санкт-Петербурге, Хабаровске, а также сортировочные центры Анненский, Киров, Королёв, Воронеж, Екатеринбург ТСЦ и так далее.
Способ 2. Сборные паллеты
Сборные паллеты — содержит товары разных артикулов (SKU). Рекомендуется товары уложить в столбик (1 столбик = 1 артикул). Требования те же, что и для монопалетт. 

Сборные паллеты принимают все фулфилмент-центры Ozon.
Способ 3. Короб (микс/моно)
Для поставки товаров на склады Ozon, если используете прямую поставку, то есть сами привозите товары на склады маркетплейса, можно размещать товары на паллетах, так и в коробках. Важно за один раз передать не более 10 коробок, а если их будет больше - разместить на паллете.  При этом не требуется указывать, какие именно товары внутри, просто наклейте на коробку скаченный из личного кабинете Ozon ярлык и приклейте на коробку. Поставка может содержать товары как одного артикула (SKU), так и разных. Максимальный вес одной коробки не больше 20 кг.

Принимают все фулфилмент-центры Ozon.
Способ 4. Крупногабаритный товар (КГТ)
Можно отправить КГТ на склад как по прямой поставке, так и кросс-докингом. Главные требования — чтобы товар в упаковке не превышал лимитов по объёму, был привезён на правильном транспорте и имел все нужные документы. Если продавец не учёл требований приёмки, Ozon не примет товар.

Для крупногабаритных товаров, продающихся по FBO, Ozon установил определенные характеристики (максимальное значение — включительно):
(Источник информации Ozon)

Если, привезенный товар хотя бы на 1см будет больше лимита по высоте для крупногабаритных товаров, то такой товар не будет принят на склад Ozon.

Требования к упаковке товаров
Требования к упаковке товара зависят от вида груза, веса и габаритов товара.  Ozon выделяет два вида груза: товары и отправления. Товары — это одна позиция, предназначенная для доставки клиенту, в ПВЗ или постаматы.  В отправлении может быть несколько товарных позиций, где требуется упаковать каждую позицию и отправление целиков.  Суть в том, если для товаров нет отдельных требований к упаковке, их можно просто сложить в коробки без дополнительной упаковки. Но, если товар попал в определённую категорию, где у Ozon есть отдельные требования к допустимым видам упаковки для некоторых товаров, то в этом случаи их нужно будет упаковать согласно правилам маркетплейса.
Типы товаров, которые необходимо упаковать в пластиковый пакет:
  • маленькие товары, на которых нет свободного места 40 × 25 мм для наклейки этикетки;
  • маленькие товары размером менее 50 × 50 мм, у которых слишком неровная или круглая поверхность, из-за которой не получиться приклеить и отсканировать этикетку;
  • товары любого размера с шершавой поверхностью, на которой также не получиться приклеить этикету.
Хрупки товары:
все товары с пометкой "Хрупкий груз" обязательно должны быть упакованы дополнительно в пупырчатую пленку или крафт-бумагу.
Товары с острыми частями:
упаковка должна быть надежной и прочной. Острые выступающие части следует упаковать дополнительно в стрейтч-пленку или термоусадочную пленку.
Требования к упаковке для категорий товаров:
В следующих категориях для некоторых товаров есть отдельные требования к допустимым видам упаковки.
(Источник информации Ozon)
Также есть категория товаров, которая нуждается в дополнительной упаковки. Информация представлена в таблице. 
(Источник информаии Ozon)

Если отправление упаковано неправильно, поставку не примут в пункте приёма.
Требования к весу и габаритам груза на всех складах Ozon одинаковые:
  • Принимаются обычные грузы с максимальной длиной 120 см и весом до 20 кг.
  • Длинномерные грузы: допускается товар в упаковке — 200 × 30 × 30 cм и весом до 5 кг.
Исключение составляет склад в Хоругвино Обычные грузы
Габариты товара в упаковке не более 45 × 32 × 32 cм и весом до 10 кг.
Крупны грузы
Максимальные габариты товара в упаковке — 120 × 80 × 60 cм, максимальный вес товара в упаковке — 20 кг.
Длинномерные грузы
Максимальные габариты товара в упаковке — 200 × 30 × 30 cм, максимальный вес товара в упаковке — 5 кг.

Комиссии, стоимость услуг
Комиссионные сборы зависят от хранения, логистики, обработки возвратов и обратной логистики.
Хранение
Как мы уже писали, если товар имеет высокий спрос и продается за 30 дней, оплачивать его хранение на складе Ozon не придется. Например, вы продаете детские подгузники. Этот товар быстро раскупается, поскольку малыша нужно менять каждый день. Получается, если с момента поставки на склад, вся партия этого товара продастся меньше, чем за 30 дней, вам не придется оплачивать хранение.

Второй пример - вы продаете тренажеры. Такие покупки совершаются не часто, по этой причине товар может не продастся в течение 30 дней, а это значит, что за услуги хранения нужно будет платить. 
Логистика
В логистику входит комплектация, упаковка и сортировка товара на складе Ozon, а также перемещение со склада до сортировочного центра и последняя миля — доставка товаров покупателю, либо в пункты выдачи, постомат или курьером до двери.

Стоимость за логистику складывается от процента цены товара в зависимости от объёмного веса × коэффициент кластера.
Все тарифы указанные ниже отражают актуальные тарифы Озон на май 2022 года. Самые актуальные тарифы обслуживания вы можете получить в личном кабинете продавца Ozon seller.
Последняя миля
Это заключительный этап доставки товара покупателю в пункт выдачи заказов, постамат или курьером. Тариф на доставку составляет 5% от установленной продавцом цены товара, при этом стоимость за доставку одного товара не может быть ниже13 рублей и выше 250 рублей.
Сборка заказа
Упаковка одной единицы товара стоит 30 рублей, за каждый килограмм веса взимается 5 рублей, но не более 150 рублей. Что же касается упаковочных материалов( плёнки, коробки и т.п.), то они входят в стоимость упаковки.
Обработка возвратов
Перед тем, как разместить возвращенный товар к себе на склад, сотрудники Ozon проверяют целостность товара. Стоимость услуги составляет 50 рублей за единицу товара. 
Обратная логистика
Ozon доставляет возвращенные, невыкупленные и отменённые товары на свой ближайший склад.  Цена фиксирована — 50 рублей за единицу товара.
Вывоз товаров со склада
Обработка брака и излишков с поставки:
Ozon берет за обработку одного бракованного товара 9 рублей с учётом НДС.
Стоимость обработки излишков зависит от типа:

  • для неопознанного — 24 рубля с учётом НДС за одну единицу товара;
  • для опознанного:
  • при общем объёме излишка в поставке до 800 шт. — плата не взимается;
  • при общем объёме излишка от 801 шт. включительно — 24 рубля с учётом НДС за одну единицу товара.
Продавцу, нужно подать заявку и дождаться ответа от службы поддержки, чтобы забрать возвраты от покупателя, которые не были возвращены в продажу, продукцию с истекшим сроком годности или остатки, брак или неопознанные излишки с поставки со склада,. Весь процесс может занять около двух недель.

Утилизация
За услугу маркетплейс берет 75 рублей с учётом НДС за 1 кг товара. Цена за 1 кг умножается на точный вес товара, без округлений в большую или меньшую сторону. Обратите внимание, если вес товара меньше 1 кг, стоимость утилизации определяется по минимальному тарифу — 75 рублей за штуку.

Заключение
Мы рассказали про особенности работы модели FBO Ozon и о других нюансах. Можно сказать, что эта модель подойдет селлерам, освоившим рынок e-commerce, и продающим товары массового спроса. Ведь в этом случае, товар все время будет в движении не зависнет на складе.

Выбирайте подходящий формат работы, а компания Fulllog поможет подготовить товары для продажи на Ozon и на другие популярные маркетплейсы.