Работа с маркетплейсами по модели FBO

В этой статье расскажем, какие модели сотрудничества существуют с популярными маркетплейсами, какими преимуществами и недостатками они обладают, а также разберем базовую модель работы FBO: особенности работы, сколько стоит и как ей воспользоваться.
Началом сотрудничества с маркетплейсами становится выбор модели работы. Модель работы распределяет роли между продавцом и маркетплейсом – кто из них отвечает за фулфилмент: хранение товаров, упаковку, доставку заказов и обработку возвратов. Таких моделей три - FBS,DBS и FBO. Пройдемся по каждой из них.
Типы моделей торговли на маркетплейсах
FBS
FBS (Fulfillment by Seller - доставка продавцом) – модель работы, при которой продавец хранит товары на своем складе, самостоятельно собирает, упаковывает и отправляет заказы в пункты приема или распределительные центры маркетплейсов, а онлайн-площадки доставляют заказы покупателям.  FBS - одна из главных схем работы, которую предлагают продавцам ведущие маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет.

Достоинства FBS:
Главное преимущество схемы работы FBS состоит в том, что продавцу не нужно доставлять товары на склады маркетплейсов, это можно сделать сразу после того, как товар заказали с витрины. Основные плюсы:

  • один и тот же товар можно продавать на нескольких онлайн-площадках;
  • удобно обновлять цены и остатки товаров в режиме онлайн сразу по всем каналам продаж;
  • продавец  может делать закупку, опираясь на потребительский спрос, что уменьшает его затраты на закупку;
  • не нужно оплачивать хранение товаров;
  • продавец контролирует весь процесс, связанный с возвратами товаров
Недостатки FBS:
  • нужен собственный склад или аутсорсный склад фулфилмент-оператора для хранения и обработки товаров;
  • продавец сам подготавливает продукцию и доставляет в маркетплейс;
  • строгие требования к поставляемым товарам, поэтому следует изучить все нюансы приема поставок на разных онлайн-площадках;
  • возможное увеличение затрат на закупку товаров с высоким спросом и быстрым оборотом;
  • сжатые сроки доставки товара.
Если вы предпочитаете не тратить время и разбираться в нюансах, передайте обработку заказов опытному фулфилмент-оператору, который за вас выполнит все необходимые складские операции.

DBS
DBS (Delivery by Seller - доставка продавцом) - схема, при которой продавец отгружает товары со своего склада и занимается не только сборкой и упаковкой заказа, но и доставкой конечному покупателю. Такой способ позволяет маркетплейсу служить только витриной товара в интернете. Часто маркетплейсы делают вариации этой модели и добавляют новые, например, Ozon предлагает модель сотрудничества RealFBS(Real fulfillment by seller) - настоящая доставка продавцом. У этой модели те же условия работы, что и с DBS.

Достоинства DBS:
  • продавец сам определяет географию доставки товара;
  • предлагает покупателю любой способ доставки, который действует в его регионе;
  • самостоятельно отслеживает заказы, занимается сборкой и упаковкой товара;
  • доставляет заказы покупателям своими силами или при помощи партнерской курьерской службы. Можно самостоятельно не заниматься этими процессами и передать их на аутсорсинг;
  • определяет, какие возвраты принять, а где предложить покупателю вместо возврата частичную компенсацию стоимости товара;
  • может продавать крупногабаритные товары.
Недостатки DBS:
  • нужен собственный или арендованный склад для хранения товаров;
  • повышенная ответственность продавца перед покупателем так как он отвечает за весь цикл торговли.
И мы переходим к базовой модели работы FBO. Маркетплейсы часто использую свою аббревиатуру и по этой причине на площадках эта модель называется по-разному. На Ozon это FBO, на Wildberries – FBW, на Яндекс.Маркете – соответственно, FBY.

FBO
FBO (Fulfillment by Operator - дословно переводится, как исполнение оператором) - схема, при которой маркетплейс на своем складе принимает и хранит товары, собирает и упаковывает заказы, доставляет их до покупателей, забирает и обрабатывает возвраты.

Главные достоинства FBO:

  • продавцу не требуется хранить товары на своем складе, для этого можно воспользоваться услугами фулфилмент-оператора или преп-центров для подготовки поставки на маркетплейс;
  • товары оперативно отгружаются и доставляются покупателю в сжатые сроки;
  • продавец освобождается от рутинных действий, связанных с подготовкой и отгрузкой заказов.
Недостатки FBO:

  • необходимо платить за хранение и приемку, даже если товар не продается;
  • высокие комиссионные ставки. Хранить товары на складах маркетплейса невыгодно, если товары недорогие, их стоимость может оказаться меньше, чем сумма комиссий онлайн-площадки;
  • по модели FBO не каждый товар можно продавать. Под ограничения чаще всего попадают крупногабаритные, скоропортящиеся и пожароопасные товары;
  • платная стоимость доставки в случае возврата товара. Сумма варьируется от 30 до 100 рублей за единицу;
  • платная обратная отгрузка. Если продавец решит забрать нераспроданные товары со склада маркетплейса, ему придется за них заплатить. У разных маркетплейсах сумма варьируется от 33 рублей до 50 рублей за каждую единицу. При этом возврат товара может растянуться на несколько месяцев.
Особенности работы модели FBO
Схема FBO является базовой моделью работы на онлайн площадках, но при этом у каждого маркетплейса есть свои условия реализации этой модели. Укажем особенности работы фулфилмента  популярных маркетплейсов.

Подключение:

Схема работы FBO автоматически включается при подключении к торговым площадкам  Ozon, Wildberries, если не выбрать другую.

  • На Яндекс.Маркете выбрать схему доставки можно во время регистрации, когда продавец заполнит номер телефона и электронный адрес почты, появится окно, в котором из представленного списка, можно будет выбрать подходящую модель работы.
  • СберМегаМаркет требует зарегистрироваться и предоставить необходимый перечень документов. Затем модератор в течение трёх дней проверит все эти документы и после этого предоставит доступ к личному кабинету, где продавцу нужно будет выбрать модель работы.
Хранение:

Модель работы FBO подходит селлерам, которые изучили рынок e-commerce, протестировали товар и уверены в спросе продукции. Это важно, поскольку товар, который имеют высокую оборачиваемость, не будет долго лежать на складе и найдет своего покупателя, а значит не придется оплачивать его хранение. При этом бесплатные сроки хранения товаров на складе у некоторых маркетплейсов, могут быть ограничены.

  • Ozon разрешает бесплатно хранить товары до 30 дней.  После 30 дней размещение первого товара за хранение нужно будет платить. Стоимость размещения рассчитывается для каждой категории и зависит от среднесуточного объёма товаров на складе, оборачиваемости по категории и тарифа за размещение для соответствующей категории. Ознакомиться с информацией по тарифам можно на сайте онлайн-площадки.
  • На Wildberries в отличие от Ozon, продавцу придется платить за хранение товара с первого дня размещения и до того момента, как он продастся. Ставки за единицу хранения товара в день составляют от 0,03 до 1,76 рублей.
  • Хранение товара на складе Яндекс.Маркета зависит от веса и габарита товара. Первые 45 суток продавец не платит за хранение, после плата за хранение от 1,2 рублей в сутки.
  • На СберМегаМаркет первые 60 дней  товар хранится бесплатно, начиная с 61 дня с даты передачи товара на склад хранения от 0,8 рублей в сутки.
Ограничения по схеме FBO:

Маркетплейсы выделяют ряд ограничений для продажи товаров через FBO. Не получиться продавать:

  • строительную химию (затирка плиточных швов, клей для плитки и камня);
  • материалы для отделки пола (ламинат, ковролин, плинтус);
  • живые растения, ванны и душевые кабины;
  • легковоспламеняющиеся жидкости и опасные товары (за исключением, парфюмерии, косметики). Полный список ограничений можно уточнить на странице маркетплйеса.
Также есть ограничения на продажу товаров с коротким сроком годности: Ozon и Wildberries, СберМегаМаркет не примут товар, у которого срок годности составляет менее 6 месяцев. На Яндекс.Маркете товары подлежат к приёмке с общим сроком годности до 7 месяцев включительно.

Требования к поставляемым товарам:

Важно учитывать ряд правил, которые помогут быстро и успешно принять товары на склад онлайн-площадки:

  1. Соблюдать сроки, поставляемых товаров на склады маркетплейсов. Перед тем, как привозить поставку, необходимо по правилам онлайн-площадки зарегистрировать ее, затем выбрать дату и время прибытия поставки. Допустим, вы в личном кабинете указали временной интервал прибытия поставки с 10:00 до 11:00, но привезли ее позже забронированного окна, в таком случае, сотрудники поставку не примут и вернут обратно вам. 
  2. Соблюдать правила оформления поставок. Здесь все зависит от типа товара от категории товара, вида поставки и веса груза. Ozon требует оформить поставку в коробках, если в поставке не больше10 коробок.   Wildberries принимает поставку на паллетах определенного типа и размера. Требования к оформлению поставок у Яндекс.Маркета и СберМегаМаркет зависят конкретно от типа товара и веса груза. Например, Яндекс.Маркет требует мелкие изделия упаковать в пакет и заклеить скотчем, а крупногабаритный товар размером до 300 × 242 × 245 см и весом вес до 200 кг, упаковать в картонный короб. Более подробно изучить все нюансы поставок можно на сайтах онлайн-платформ.
  3. Учитывать требования к упаковке товаров. Здесь важно упаковать товар согласно установленным правилам маркетплейса:
Ozon определяет два вида груза: товары - одна позиция, предназначена для доставки клиенту до двери, ПВЗ, постаматы и отправления. В отправлении предполагается несколько товаров, где каждую позицию сначала нужно упаковать отдельно, затем и само  отправление упаковать целиком.  Для некоторых товаров маркетплейс выделяет отдельные требования к допустимым видам упаковки. 

Типы товаров, которые необходимо упаковать в пластиковый пакет:

  • маленькие товары, на которых нет свободного места 40 × 25 мм для наклейки этикетки;
  • маленькие товары размером менее 50 × 50 мм, у которых слишком неровная или круглая поверхность, из-за которой не получиться приклеить и отсканировать этикетку;
  • товары любого размера с шершавой поверхностью, на которой также не получиться приклеить этикету.
Хрупкие товары:

  • все товары с пометкой "Хрупкий груз" обязательно должны быть упакованы дополнительно в пупырчатую пленку или крафт-бумагу.
Требования к упаковке для категорий товаров:

Ozon выделяет несколько категорий товаров, для которых имеются отдельные требования к упаковке. Например, каждый  товар из категории Дом и Ремонт (принадлежности для сушки, глажения, швабра, контейнер, корзина для белья и т.д), нужно упаковать в картонную коробку или полиэтиленовый пакет. Более подробно с требованиями к упаковке можно ознакомиться на сайте Ozon.

Wildberries выдвигает ряд требований, связанных с индивидуальной и внешней упаковкой товаров. 

  • каждый продукт должен иметь отдельную упаковку, которая должна быть плотно закрыта; 
  • размер упаковки должен соответствовать размеру упакованного предмета —  не слишком маленькая, не слишком большая;
  • изделия с жидким содержанием должны быть хорошо зафиксированы, с дополнительной пузырчатой оберткой, чтобы избежать протечек. Допускается также термоусадочная пленка или плотный полиэтилен;
  • на упаковке должен быть нанесен штрихкод, соответствующий требованиям маркетплейса.
Яндекс.Маркет в зависимости от размеров и типа товара требует использовать разные виды упаковки: картонные коробки, стрейч-пленку, пупырчатую пленку, скотч. 

Общие требования:

  • использовать коробку подходящего размера и скотч;
  • коробка и упаковка товара должны быть целыми, без повреждений, вмятин и загрязнений;
  • все товары в коробке должны быть надежно зафиксированы.
Требования к упаковке:

  • крупногабаритный товар разрешается поставлять в заводской упаковке, если она отсутствует, следует обмотать товар в стрейч-пленкой и скотчем;
  • мелкие изделия упаковываются в пакет и заклеиваются скотчем;
  • товары в пакетах или мягкие изделия без упаковки следует положить в картонную коробку;
  • товары с пометкой "Хрупкий груз" нужно завернуть в пупырчатую пленку, а края заклеить скотчем.
СберМегаМаркет самые лояльные требования к упаковке.

Виды упаковочных материалов:

  • курьер-пакет применяется для упаковки небольших товаров;
  • стрейтч-пленка используется для дополнительной упаковки товаров в фирменной упаковке;
  • коробка из трехслойного гофрокартона используется для упаковки товаров, сумма сторон которых не превышают 150 см. При использовании этого вида упаковки доступ к содержимому грузового места должен быть ограничен путем использования фирменного скотча с логотипом продавца, скотч-пломбы. Края гофрокороба дополнительно должны быть запечатаны фирменным скотчем во избежание выпадения товаров.
Важно! Запрещается использовать только заводскую индивидуальную упаковку товара. Товар в заводской упаковке должен быть дополнительно упакован в стрейтч-пленку.

СберМегаМаркет других требований к упаковке товаров не выдвигает, но при этом разрешает продавцу размещать на таре товарные знаки интернет-магазина или использовать брендированную упаковку.

Заключение
Итак, мы рассказали о разных моделях работы, о преимуществах, недостатках каждой из них, разобрали особенности работы FBO, ее тарифы и другие нюансы. Изучив информацию, вы вполне можете выбрать подходящую модель работы или же попробовать поработать сразу по нескольким схемам, а компания Fulllog поможет вам продавать на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие маркетплейсы с одного склада из единого личного кабинета.